• Главная
  • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Биология как наука об общих закономерностях живого
    • Основы науки о клетке
      • Биология как наука об общих закономерностях живого
      • Клетка и ее химический состав
      • Нуклеиновые кислоты
      • Строение и функции клетки
      • Обмен веществ и превращение энергии в клетке
      • Воспроизведение клеток
    • Организм как биологическая система
      • Свойства и структурная организация живых организмов
      • Питание организмов. Пищеварение
      • Размножение организмов. Общая характеристика
    • Основы генетики
      • Генетика как наука
      • Закономерности наследования признаков
      • Взаимодействие генов
      • Генетика пола
      • Изменчивость
      • Основы селекции
    • Эволюционная теория
      • Развитие эволюционных представлений
      • Современная теория эволюции
      • Вид и видообразование
      • Макроэволюция
      • Основные этапы эволюции живого мира
      • Происхождение человека
    • Экология и биосфера
      • Экология как наука
      • Среда обитания и экологические факторы
      • Влияние абиотических факторов на живые организмы
      • Влияние биотических факторов на живые организмы
      • Экологическая характеристика популяции
      • Биоценоз, биогеоценоз, экосистема
      • Биосфера
      • Влияние человека на биосферу
    • Вирусы
      • Вирусы
    • Бактерии
      • Бактерии
    • Протисты
      • Протисты
    • Грибы
      • Грибы
    • Лишайники
      • Лишайники
    • Растения
      • Общая характеристика растений
      • Водоросли
      • Общая характеристика высших растений
      • Ткани высших растений
      • Органы высших растений
      • Транспорт веществ, газообмен, выделение
      • Размножение растений
      • Краткая характеристика некоторых отделов высших растений
    • Животные
      • Общая характеристика животных
      • Ткани животных и человека
      • Органы животных и человека
      • Индивидуальное развитие животных
      • Характеристика некоторых типов животных
    • Основные принципы систематики
      • Основные принципы систематики живых организмов
    • Биология человека
      • Общие положения
      • Регуляция физиологических функций
      • Эндокринная система
      • Нервная система человека
      • Опорно-двигательный аппарат
      • Внутренняя среда организма. Кровь
      • Сердечно-сосудистая (кровеносная) система
      • Иммунная система человека
      • Дыхательная система человека
      • Пищеварительная система человека
      • Рациональное питание. Гигиена питания
      • Обмен веществ в организме человека
      • Выделительная система
      • Покровная система. Кожа
      • Терморегуляция организма. Закаливание
      • Репродуктивная система
      • Опасность употребления наркогенных и токсических веществ
      • Сенсорные системы
      • Зрительная сенсорная система
      • Сенсорная система слуха
      • Сенсорная система равновесия
      • Сенсорные системы вкуса и обоняния
      • Высшая нервная деятельность человека

ESCULAPPRO.RU

Главная  /  Экология и биосфера  /  Экология как наука

Экология как наука

Михаил 09 октября, 2016 Экология и биосфера Комментировать

Содержание:

  • 1. Предмет и задачи экологии
  • 2. Задачи экологии
  • 3. Методы экологии

Предмет и задачи экологии

Экология — общебиологическая наука о закономерностях взаимоотношений организмов между собой и с окружающей их средой. Экосистема — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой обитания.

Объекты экологии — различные уровни организации живого, начиная с организменного, и более высокие, надорганизменные системы — популяции, биоценозы (сообщества), биогеоценозы (экосистемы) и биосфера в целом;

❖ Возникновение экологии:

■ 1866 г. — Э. Геккель ввел термин «экология» для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде»;

■ 1877 г. — К. Мёбиус обосновал представление о биоценозе как «глубоком закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды»;

■ 1926 г. — В.И. Вернадский разработал учение о биосфере как глобальной оболочке Земли, в которой «основной ход геохимических и энергетических превращений определяется живым веществом»;

■ 1935 г. — А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы как совокупности организмов и неорганической среды, объединенных общим круговоротом веществ и превращением энергии;

■ 1942 г. — В.Н. Сукачев создал учение о биогеоценозе как экосистеме, относимой к участкам суши, занятой определенными единицами растительности — фитоценозами (растительными сообществами).

Задачи экологии

❖ Главная теоретическая и практическая задача — раскрытие общих закономерностей организации жизни и разработка на их основе принципов рационального использования природных ресурсов в условиях постоянно возрастающего влияния человека на биосферу;

❖ Частные задачи:

■ выяснение общих закономерностей взаимоотношений организмов с факторами окружающей среды — общая экология;

■ изучение закономерностей организации различных сообществ (биоценозов), их структуры и функционирования (экология сообществ);

■ изучение круговорота веществ и трансформации энергии в цепях питания;

■ исследование закономерностей динамики численности и структуры популяций, а также процессов взаимодействия между популяциями разных видов (популяционная экология);

■ исследование влияния природной среды на организм человека (социальная экология);

■ разработка методов безотходных технологий на промышленных предприятиях, создание экологически чистых производств (промышленная экология);

■ создание научных основ рационального использования природных ресурсов, прогнозирование изменений окружающей среды в связи с деятельностью человека (экология ландшафтов);

■ разработка и внедрение биологических методов борьбы с вредителями и сорняками (аутэкология);

■ определение допустимой степени вмешательства человека в природу и др.

Методы экологии

Методы экологии подразделяются на полевые и экспериментальные. Их сочетание позволяет выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды и определить пути управления экосистемами.

■ Полевые наблюдения осуществляются непосредственно в естественных условиях без вмешательства в наблюдаемые процессы и применяются для качественной характеристики экосистем, изучения видового состава организмов и их взаимосвязей.

■ Эксперименты в природных условиях, в отличие от наблюдений, сопровождаются определенными целенаправленными изменениями, которые исследователь сознательно производит в наблюдаемой природной экосистеме с целью изучения роли того или иного фактора.

■ Эксперименты в лабораторных условиях позволяют не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе.

■ Моделирование — создание математических моделей, описывающих структуру и функционирование экосистем. Моделирование позволяет прогнозировать с помощью вычислительной техники процессы и ситуации, возникающие в популяциях организмов и экосистемах.

Метки: Экология
Назад
Вперед

Об авторе

Михаил

Похожие записи

  • Влияние человека на биосферу

    11.10.2016
  • Биосфера

    11.10.2016
  • Биоценоз, биогеоценоз, экосистема

    10.10.2016

Написать ответ

Отменить ответ
Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

  • Бактерии
  • Биология человека
  • Вирусы
  • Грибы
  • Животные
  • Лишайники
  • Организм как биологическая система
  • Основные принципы систематики
  • Основы генетики
  • Основы науки о клетке
  • Протисты
  • Растения
  • Эволюционная теория
  • Экология и биосфера

Go to mobile version