• Главная
  • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Биология как наука об общих закономерностях живого
    • Основы науки о клетке
      • Биология как наука об общих закономерностях живого
      • Клетка и ее химический состав
      • Нуклеиновые кислоты
      • Строение и функции клетки
      • Обмен веществ и превращение энергии в клетке
      • Воспроизведение клеток
    • Организм как биологическая система
      • Свойства и структурная организация живых организмов
      • Питание организмов. Пищеварение
      • Размножение организмов. Общая характеристика
    • Основы генетики
      • Генетика как наука
      • Закономерности наследования признаков
      • Взаимодействие генов
      • Генетика пола
      • Изменчивость
      • Основы селекции
    • Эволюционная теория
      • Развитие эволюционных представлений
      • Современная теория эволюции
      • Вид и видообразование
      • Макроэволюция
      • Основные этапы эволюции живого мира
      • Происхождение человека
    • Экология и биосфера
      • Экология как наука
      • Среда обитания и экологические факторы
      • Влияние абиотических факторов на живые организмы
      • Влияние биотических факторов на живые организмы
      • Экологическая характеристика популяции
      • Биоценоз, биогеоценоз, экосистема
      • Биосфера
      • Влияние человека на биосферу
    • Вирусы
      • Вирусы
    • Бактерии
      • Бактерии
    • Протисты
      • Протисты
    • Грибы
      • Грибы
    • Лишайники
      • Лишайники
    • Растения
      • Общая характеристика растений
      • Водоросли
      • Общая характеристика высших растений
      • Ткани высших растений
      • Органы высших растений
      • Транспорт веществ, газообмен, выделение
      • Размножение растений
      • Краткая характеристика некоторых отделов высших растений
    • Животные
      • Общая характеристика животных
      • Ткани животных и человека
      • Органы животных и человека
      • Индивидуальное развитие животных
      • Характеристика некоторых типов животных
    • Основные принципы систематики
      • Основные принципы систематики живых организмов
    • Биология человека
      • Общие положения
      • Регуляция физиологических функций
      • Эндокринная система
      • Нервная система человека
      • Опорно-двигательный аппарат
      • Внутренняя среда организма. Кровь
      • Сердечно-сосудистая (кровеносная) система
      • Иммунная система человека
      • Дыхательная система человека
      • Пищеварительная система человека
      • Рациональное питание. Гигиена питания
      • Обмен веществ в организме человека
      • Выделительная система
      • Покровная система. Кожа
      • Терморегуляция организма. Закаливание
      • Репродуктивная система
      • Опасность употребления наркогенных и токсических веществ
      • Сенсорные системы
      • Зрительная сенсорная система
      • Сенсорная система слуха
      • Сенсорная система равновесия
      • Сенсорные системы вкуса и обоняния
      • Высшая нервная деятельность человека

ESCULAPPRO.RU

  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    — Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    — Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    — Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
Главная  /  Биология человека  /  Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность человека

Михаил 28 октября, 2016 Биология человека 2 комментария

Содержание:

  • 1. Основные понятия
  • 2. Ощущение, восприятие, внимание, воображение
  • 3. Особенности памяти человека
  • 4. Сон
  • 5. Сновидения
  • 6. Гигиена сна
  • 7. Биологические часы
  • 8. Биологические ритмы
  • 9. Сознание и мышление
  • 10. Речь и язык
  • 11. Научение
  • 12. Творчество
  • 13. Эмоции
  • 14. Индивид. Индивидуальность. Личность

Основные понятия

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это совокупность форм деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление человека и животных к окружающей среде путем соответствующего поведения.

Поведение — сложный комплекс разнообразных действий организма, вызванных изменением внешних условий или (у человека) социальными мотивами, целенаправленных на удовлетворение возникших в связи с этим биологических потребностей и способствующих его выживанию и нормальному функционированию.

❖ Основоположники учения о ВНД:

■И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) объяснил поведение человека рефлекторным принципом работы головного мозга.

■ И.П. Павлов разработал методы изучения рефлексов и создал учение о безусловных и условных рефлексах; он считается основоположником теории высшей нервной деятельности — физиологии поведения. По И.П. Павлову высшая нервная деятельность — это психическая деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма с внешним миром.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов

Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер и обеспечивается работой высших отделов головного мозга; у человека и млекопитающих — работой коры больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами переднего мозга и образованиями промежуточного мозга.

Замечание: понятия первой и второй сигнальных систем, рефлексов и их видов, памяти, формы проявления безусловных рефлексов, а также условия и механизмы формирования условных рефлексов, основные виды торможения и памяти, способы индивидуального научения относятся как к человеку, так и к животным и рассмотрены в п. «Поведение животных».

❖ Особенности формирования и проявления условных рефлексов у человека:

■ специализация (каждый условный рефлекс вырабатывается на определенный раздражитель);

■ генерализация (близкие по характеру условные раздражители вызывают одинаковую безусловную реакцию).

❖ Роль коры больших полушарий головного мозга в обеспечении ВНД человека:

■ кора — аналитический центр сигналов, поступающих от органов чувств;

■ в коре происходит формирование различных ощущений;

■ в коре замыкаются дуги условных рефлексов;

Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM. SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием. Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение

■кора обеспечивает психическую деятельность человека, его сознание, абстрактное мышление, память и речь;

■ кора является органом приобретения и накопления жизненного опыта.

❖ Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от ВНД животных, так как базируется и на первой, и на второй сигнальных системах «Поведение животных». Она — основа психической деятельности — сознания, мышления и др.

■ Первая сигнальная система характерна для животных и человека; ее раздражителями являются конкретные сигналы, предметы и явления внешнего мира, поступающие через органы чувств. У человека она обеспечивает конкретное мышление.

■ Вторая сигнальная система характерна только для человека, связана с речью и формируется в ходе межличностного общения на основе информации, поступающей в виде слов, знаков, формул. Обеспечивает абстрактное мышление.

Одна из форм проявления высшей нервной деятельности — рассудочная деятельность человека и животных.

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды и их изменениям, выражающаяся в способности улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и на их основе предвидеть изменения среды и учитывать их в своем поведении. Чем выше уровень развития нервной системы, тем глубже и эффективнее рассудочная деятельность.

Психика — совокупность функций головного мозга, отражающих явления внешнего и внутреннего мира человека; способность высокоразвитого мозга создавать образ действительности, воспринимаемый как нечто отдельное от создающего этот образ объекта.

Психическая деятельность головного мозга имеет рефлекторный характер.

Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Содержание психики конкретного человека, его индивидуальное поведение формируется особенностями окружающего мира, с которым он (человек) взаимодействует. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и т.д.

Ощущение, восприятие, внимание, воображение

В понятие сознания (являющегося высшим проявлением психики, см ниже) включаются познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет, обогащает свои знания: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Ощущение — элементарный, рефлекторный по своей природе психофизиологический процесс, заключающийся в отражении мозгом предметов и явлений при воздействии их на рецепторы органов чувств; это первый этап в познании мира.

Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.

Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе

Ощущения бывают зрительными, слуховыми, кожными (тактильными), вкусовыми и др. В разных зонах мозга происходит переработка и анализ отдельных признаков раздражителя. Эта информация объединяется, и в ассоциативных областях коры происходит комплексная ее оценка и формируются ответные реакции на раздражитель.

■ В ощущениях отражаются лишь отдельные качества и свойства объекта, но не возникает образ объекта как целого.

■ Ощущения зависят от индивидуальных особенностей человека Опримеры: музыкальный слух, способность различать тонкие оттенки цвета или запаха).

■ При восприятии объекта различными по функциям рецепторами ощущения могут искажаться (пример: холодный чай кажется более сладким, чем тот же, но горячий чай).

Восприятие — это отражение предметов или явлений в целом в мозге человека в виде ощущений, образов или словесных символов в те моменты, когда они действуют на органы чувств. Т.е. восприятие — это формирование из совокупности отдельных ощущений психического образа объекта, представления об объекте как целом.

Формирование восприятия начинается с раздражения наблюдаемой группой объектов рецепторов нескольких сенсорных систем и заканчивается в высших отделах центральной нервной системы. Там сначала обрабатывается информация, относящаяся к каждому отдельному признаку каждого из объектов, затем в других зонах головного мозга эта информация анализируется и объединяется в комплексы, относящиеся к одному и тому же объекту. Наконец, в ассоциативных областях коры эти комплексы информации сопоставляются с информацией, хранящейся в памяти, интегрируются, обобщаются и оцениваются; на основании этой оценки вырабатывается ответная реакция на раздражители.

Иллюзия восприятия — искаженная органами чувств оценка воспринимаемого объекта (пример — оптические иллюзии).

Для того чтобы предмет, явление, событие были восприняты, необходимо, чтобы они вызывали ориентировочную реакцию, привлекли внимание.

Внимание — психофизиологический процесс, который проявляется в сосредоточенности на чем-либо. В его основе лежит явление доминанты — создания устойчивого очага возбуждения. Без внимания возможно ощущение, но не восприятие; чем большее внимание привлечено предметом или событием, тем больше вероятность того, что этот предмет или событие будут восприняты. Внимание — основа и необходимое условие для обучения.

❖ Виды внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание привлекается неожиданным, ярким, сильным раздражителем.

Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, сознательно поставленной целью.

Вниманием можно управлять; его можно тренировать и совершенствовать.

Рассеянное внимание — отсутствие должного сосредоточения на обследуемом объекте, связанное с повышенной отвлекаемостью на посторонние объекты.

Воображение — создание образов новых предметов и явлений путем воссоздания комбинаций ранее воспроизводимых предметов и явлений, хранящихся в памяти человека. Воображение присуще только людям и лежит в основе творчества.

Особенности памяти человека

Память — процесс накопления, хранения и последующего воспроизведения человеком прошлого опыта (информации). Память является основой мышления. Без нее невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление только что освоенных форм поведения.

Физиологический механизм памяти (наиболее правдоподобная гипотеза): память объясняется изменением характера связей между нейронами головного мозга. А именно, длительное действие раздражителей на рецепторы вызывает такую же длительную циркуляцию электрических импульсов в нервных структурах мозга, которая приводит к росту числа белковых рецепторов и синаптических контактов в дендритах нейронов мозга, увеличению синтеза медиаторов и т.д.. Это, в свою очередь, приводит к образованию, накоплению и упрочению временных связей между нейронами в коре головного мозга, образующих «след» (энграмму) информации, т.е. к ее запоминанию. С течением времени эти временные связи, если они долго не используются памятью, постепенно разрушаются.

■ В запоминании, хранении и извлечении информации из памяти участвуют нейроны височных долей коры больших полушарий, лимбической системы, мозжечка и таламуса.

Важная особенность памяти: человек неспособен запомнить поступающую ему информацию во всех деталях, а запоминает ее лишь в главном, общем (но на подсознательном уровне могут запомниться и многие детали, казавшиеся несущественными).

Классификация памяти в зависимости от времени хранения информации рассмотрена в п. «Поведение животных».

❖ Классификация памяти в зависимости от вида хранимой информации: процедурная и декларативная память.

❖ Процедурная память хранит приобретенные навыки (см. ниже), т.е. информацию о том, «как сделать». Пример процедурной памяти — двигательная память.

■ Двигательная память — это запоминание и воспроизведение движений; развита у спортсменов, танцоров.

❖ Декларативная память хранит информацию о прошедших событиях и полученные человеком знания. Благодаря декларативной памяти человек помнит имена своих близких, их лица, телефоны и дни рождения, таблицу умножения. Отдельными видами декларативной памяти являются эмоциональная, смысловая и образная память.

■ Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства; развита у всех людей.

■ Смысловая память — это запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных и произнесенных слов; развита у актеров, певцов.

■ Образная память — это запоминание зрительных и звуковых образов; развита у музыкантов, писателей и художников.

Навык — это приобретенное упражнениями или созданное привычкой умение совершать определенную последовательность действий, необходимую для получения нужного результата (навыки ходьбы, плавания, катания на коньках, письма, чтения и др.).

Сон

Сон — особое жизненно важное, периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, характеризующееся выключением сознания, обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, снижением частоты сердечных сокращений и скорости обмена веществ, а также особой организацией активности нейронов головного мозга.

Продолжительность сна у взрослых людей — в среднем 7-8 часов, у новорожденных 21 ч.

Сон — одна из фаз суточного биоритма, охранительное торможение, при котором головной мозг переходит в иное состояние, характеризующееся отсутствием’&ктивных связей организма с окружающей средой, заторможенностью условных рефлексов и значительным ослаблением безусловных. При этом стволовые отделы мозга продолжают работать, обеспечивая жизненно важные функции организма (дыхание, кровообращение и др.).

Фазы сна. Обычный сон состоит из 4—6 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл состоят из двух фаз: медленного (медленноволнового) и быстрого сна.

Медленный (или ортодоксальный, глубокий) сон наступает сразу после засыпания и длится 1-1,5 часа. Для него характерны наличие высокоамплитудного медленного ритма активности головного мозга (делыпа-ритма, регистрируемого на электроэнцефалограмме), более редкое дыхание, уменьшение частоты сердечных сокращений, расслабление мышц, снижение интенсивно-‘ i n обмена веществ и температуры тела, отсутствие быстрых движений глазных яблок. Сновидения отсутствуют или обрывочные и неяркие. Ведущей является парасимпатическая иннервация. Возможны разговоры во сне, ночные страхи у детей и снохождение I иунатизм). Человек может быстро проснуться при действии важных для него раздражителей, но может не просыпаться от сильных, но привычных и безразличных для него раздражителей.

■ Фаза медленного сна свойственна только человеку.

Быстрый (или парадоксальный, поверхностный) сон — это фаза сновидений; он наступает после фазы медленного сна и длится 15-20 мин, после чего вновь наступает фаза медленного сна. К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 30 мин; суммарная длительность периодов быстрого сна составляет 20-25% от общей продолжительности сна. Для быстрого сна характерны учащение сердечных сокращений и дыхания, активизация обмена веществ, повышение температуры тела, импульсивные сокращения мышц конечностей и мимических мышц, движение глаз под закрытыми веками. Сновидения во время быстрого сна ярки, реалистичны, эмоциональны, часто сопровождаются звуковыми и обонятельными образами. Во время этой фазы сна возбуждаются нейроны затылочных долей коры головного мозга. Ведущей является симпатическая иннервация.Сравнительная характеристика фаз медленного и быстрого сна

❖ Теории, объясняющие механизм возникновения сна. Природа сна до конца не выяснена. Известно, что в регуляции состояний сна и бодрствования участвуют различные структуры центральной нервной системы: ствол мозга, гипоталамус, базальные ядра переднего мозга, эпифиз и др. В настоящее время существует несколько теорий, объясняющих возникновение сна разными причинами. Эти теории можно разделить на два класса:

■ пассивные теории, согласно которым сон возникает в результате снижения уровня бодрствования, и

■ активные теории, согласно которым сон возникает в результате торможения центра бодрствования промежуточного мозга.

Деафферентационная теория (относится к классу пассивных) утверждает, что состояние бодрствования поддерживается благо даря постоянному притоку в кору больших полушарий нервных импульсов от чувствительных нейронов (афферентных импульсов). Сон наступает при ослаблении этого потока. Когда человек находится в тишине и закрывает глаза, это способствует наступлению сна.

Метаболическая теория утверждает, что во время активного бодрствования в крови накапливаются продукты обмена веществ, которые оказывают угнетающее действие на кору больших полушарий и вызывают сон. Во время сна эти вещества разрушаются, деятельность коры восстанавливается, и наступает пробуждение.

Теории нервных центров (или регуляторные теории) чередование бодрствования и сна объясняют сменой активности различных нервных центров, контролирующих работу коры больших полушарий головного мозга. Когда эти нервные центры тормозят процессы возбуждения в коре, наступает сон; активирующее влияние этих центров на кору способствуют пробуждению.

■ Согласно некоторым вариантам регуляторной теории, эти центры находятся в гипоталамусе (передние ядра гипоталамуса — это центры сна, задние ядра — центры бодрствования), в промежуточном мозге и т.д.

Ретикулярная теория (одна из регуляторных теорий; в настоящее время считается наиболее приближенной к истине) утверждает, что важнейшим регулятором активности коры является ретикулярная формация (см. ниже) заднего мозга. При электростимуляции ее клеток, контролирующих сон, подопытное животное засыпает, а при электростимуляции клеток, контролирующих бодрствование, спящее животное пробуждается и настораживается.

Ретикулярная формация — это скопление нейронов разных размеров и формы, разделенных множеством нервных волокон, проходящих в различных направлениях; расположена в варолиевом мосту заднего мозга и продолжается в продолговатый и средний мозг.

❖ Значение сна:

■ во время сна в головном мозге происходит дополнительная обработка, перераспределение и запоминание информации, полученной организмом во время бодрствования;

■ сон помогает организму приспособиться к циклической смене дня и ночи,

■ сон обеспечивает восстановление умственной и физической работоспособности за счет того, что во время сна клетки и ткани организма получают определенную долю независимости и могут осуществлять местную саморегуляцию; при лишении человека сна у него нарушаются внимание, память,притупляются эмоции, падает трудоспособность; лишение сна в течение длительного времени может вызвать психические заболевания;

■ с эволюционной точки зрения сон является благоприятным приспособлением, обеспечивающим повышение уровня организации физиологических систем у высших животных и человека.

Сновидения

Сновидения — это более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы и т.п., возникающие у спящего человека и являющиеся продуктом деятельности нервных клеток, остающихся активными во время сна.

■ Считается, что сновидения сопровождаются появлением высокочастотных колебаний в электроэнцефалограмме спящего человека.

■ Впервые систематическое исследование роли сновидений предпринял австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856— 1939).

Основная функция сновидений — снижение эмоционального напряжения, возникшего у человека за день.

Характер сновидений определяется прошлым опытом, психической активностью и эмоциональным и физическим состоянием человека. Он обусловливается спонтанным возникновением и изменением комбинаций извлеченных из памяти реалистичных или искаженных образов реально произошедших и желаемых событий и явлений внешнего мира, а также осознанных и неосознанных внутренних конфликтов, на которые могут накладываться другие образы, обусловленные текущим состоянием организма (например, затруднением дыхания во сне, болезнью и др.) и сигналами от раздражителей, поступающими в мозг во время сна.

Гигиена сна

Длительное насильственное лишение сна непереносимо человеческим организмом.

Нарушение сна чаще всего проявляется в виде бессонницы.

❖ Причины бессонницы: отсутствие физического утомления при гиподинамии; нарушение нормального суточного ритма (ночная работа, вечерние развлечения и т.п.); перегрузка информацией (кино, телевидение, театр), эмоциональное перевозбуждение и др.

❖ Профилактика нарушений сна:

■ необходимо ложиться спать и вставать в одно и то же врем и суток (что способствует выработке соответствующего условного рефлекса):

■ в течение некоторого времени перед отходом ко сну не следует выполнять напряженную умственную работу, играть в шумные подвижные игры и т.д., возбуждающие нервную систему;

■ ужинать рекомендуется не позже чем за 1,5-2 ч до сна;

■ перед сном полезно совершить прогулку на свежем воздухе и принять теплый душ;

■ быстрому засыпанию способствуют привычки, сложившиеся в течении жизни (например, одним необходим плотный ужин, другим, наоборот, нужно ложиться на пустой желудок);

■ спать рекомендуется в хорошо проветренном помещении;

■ постель должна быть ровной и достаточно жесткой, подушка -небольшой.

Биологические часы

Биологические часы — это совокупность процессов в живом организме, служащих для неосознаваемого измерения времени и обеспечивающих ритмические изменения физиологических функций. Природа биологических часов пока не установлена.

Доказывают существование биологических часов эксперименты, в ходе которых организм изолируется от внешней среды и длительное время содержится при постоянной освещенности, температуре, влажности и т.д. Оказывается, что в этих условиях суточные ритмы у животных и человека сохраняются, хотя и несколько сбиваются — их период увеличивается до 25-27 часов. Это свидетельствует о том, что в естественных условиях циклические процессы в окружающей среде (смена дня и ночи) «подстраивают» внутренние биологические часы.

Биологические ритмы

Биологические ритмы — регулярные периодические изменения скорости и интенсивности биологических процессов и обусловленного ими состояния организма.

Классификация биоритмов в зависимости от их источника:

■ экзогенные, связанные с периодическими изменениями внешних факторов — сменой дня и ночи, сезонными изменениями климата, лунными фазами и т.д.;

■ эндогенные, возникающие на основе особенностей кинетики физико-химических процессов, протекающих в самом организме.

❖ Классификация биоритмов в зависимости от продолжительности их периода:

■ циркадные (или циркадианные, околосуточные) — ритмы, период которых равен примерно 24 часам; примеры, ритм двигательной активности (днем человек активно передвигается, а ночью спит), ритм температуры тела (днем она в среднем на 0,5-1° выше, чем ночью) и др.;

■ ультрадианные — ритмы с периодом менее 24 часов; пример: ритм работы желудка, кишечника и пищеварительных желез (при трехразовом питании их работа усиливается три раза в течение суток) и др.;

■ инфрадианные — ритмы с периодом более 24 часов: сезонные и др.

Сознание и мышление

Сознание — важнейшее свойство и продукт психики, высшая функция человеческого мозга, его способность адекватно отражать все стороны действительности и использовать мыслительную деятельность для направленного регулирования поведения человека, определяющего его (Человека) взаимоотношения с окружающим миром, а также для вариативного планирования, последующей оценки результатов такого поведения, познавательных

■ В относительно примитивной, неразвитой форме сознание свойственно животным.

■ У человека в процессе его социальной эволюции и на основе потребности к общению, передаче опыта и накопленных знаний с помощью звуков, жестов, символов, знаков сознание приобрело наиболее высокоразвитую форму.

■ Одна из важнейших функций сознания — осуществление познавательных процессов.

Мышление — психофизиологический процесс, позволяющий осуществить познавательные функции без непосредственного контакта с объектами среды; характерно для человека и (в незначительной степени) для высших приматов.

В основе мышления лежит процесс постоянного анализа огромного количества информации, поступающей из внешней среды через органы чувств и с подсознательного функционального уровня ВИД — памяти и т.д.

С физиологической точки зрения мышление основано hi сложных процессах, связанных с распространением нервных импульсов по определенным нейронным путям в головном мозг! человека и с обработкой этих импульсов в телах нейронов: объе динением импульсов, их переключением, выделением наиболе сильного импульса и т.д.

Сознание и мышление человека отражают действительность абстрактной форме — в представлениях, суждениях, понятиях с мышлением связана речь (см. ниже).

Билатеральная (полушарная) организация мозга означает, что каждое из полушарий ответственно за свой способ мышления: левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно и поэтому способно использовать отвлеченные (абстрактные) понятия, правое полушарие обрабатывает информацию одновременно и целостно и поэтому способно использовать лишь образы объектов; играет большую роль в процессе мышления.Билатеральная организация мозга

Способы мышления, характерные для человека: наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-образное мышление — мышление, основанное на анализе, сравнении и обобщении различных мысленных образов предметов, явлений, событий. Обеспечивается правым полушарием головного мозга.

Словесно-логическое мышление — способность мыслить с использованием абстрактных понятий. Обеспечивается левым полушарием головного мозга.

Речь и язык

Речь — психофизиологический процесс, реализующийся в способности человека обмениваться информацией с другими людьми при помощи сложной системы звуковых (устная речь) «ми зрительных (письменная речь) знаков. Она возникла из подробности человека к общению, передаче и получению знаний.

Предпосылки появления звуковой речи: развитие и совершенствование гортани, нижней челюсти, языка, отдельных мышц головы и шеи.

❖ Функции речи: коммуникативная и семантическая (основные), отвлечения и обобщения.

■ Коммуникативная функция: речь является средством общения между людьми; с ее помощью люди обмениваются информацией — передают друг другу знания, команды, впечатления.

■ Семантическая функция: речь является средством выражения мыслей, их образования и развития

■ Функция отвлечения: речь позволяет получать новые знания о предметах и явлениях, не обращаясь к ним непосредственно.

■ Функция обобщения: многие слова речи обозначают не один конкретный предмет, а целые группы предметов (автомобили, птицы, животные и т.п.), поэтому, имея представление об одном предмете данной группы, человек может обобщить его на все остальные.

❖ Классификация речи в зависимости от адресата:

■ внешняя речь — речь, адресованная явному или неявному собеседнику; с помощью такой речи люди могут обмениваться информацией. Эта речь бывает устная — в виде диалога или монолога — и письменная;

■ внутренняя речь — мысленный разговор человека с самим собой (формируется у детей в возрасте около трех лет на основе внешней монологической речи).

❖ Физиологически процесс воспроизведения, восприятия и понимания смысла речи контролируется нервными центрами, расположенными главным образом в височной, лобной и теменной долях коры левого полушария головного мозга. На основе речи формируется вторая сигнальная система.

■ Зона Брока (названа по имени открывшего ее ученого; расположена в лобной доле коры левого полушария) обеспечивает формирование правильных движений мышц гортани, языка, губ для произнесения слов; при ее повреждении (например, в результате инсульта) человек понимает смысл слов, но не может их произносить, при этом сохраняется способность к воспроизведению мелодий без слов и крику.

■ Зона Вернике (расположена в височной доле коры левого полушария) обеспечивает понимание значения слов устной речи, а также припоминание необходимых слов; при повреждении этой зоны человек перестает различать слова и теряет способность к осмысленной речи.

■ Восприятие письменной речи осуществляется сначала затылочной, затем теменной и, наконец, височной долей коры левого полушария головного мозга.

Произнесение звуков складывается из двух процессов — фонации и артикуляции.

■ Фонация — процесс образования «чистого звука» (например, «а-а-а-а») в гортани: выдыхаемый воздух проходит через голосовую щель, заставляя вибрировать голосовые связки, а затем — через ненапряженную ротовую полость. Сила натяжения голосовых связок может изменяться с помощью особых мышц, при этом изменяется частота воспроизводимого звука.

■ Артикуляция — процесс модификации «чистого звука» путем изменения конфигурации ротовой полости (примеры: вытягивая губы, человек превращает звук «а-а-а» в звук «о-о-о»; замыкая и размыкая губы, поднимая к нёбу язык, человек произносит согласные звуки).

Язык — это сложная, подчиняющаяся определенным правилам комбинирования, система зрительных знаков или звуковых сигналов, которая позволяет человеку обозначать предметы и явления окружающего мира. В мире существует более 5000 языков, для каждого из которых характерен определенный словарный запас и грамматический строй.

Научение

Научение — это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате приобретения жизненного опыта.

Основные формы научения: неассоциативное, ассоциативное, когнитивное.

■ Неассоциативное научение — изменение поведения в результате многократного действия раздражителя: импринтинг, привыкание, подражание. Эти способы научения, характерные и для человека, и для животных.

■ Ассоциативное научение основывается на образовании устойчивой связи (ассоциации) между двумя раздражителями; характерно для человека и (некоторые способы) для животных. К ассоциативному научению относят выработку условных рефлексов.

■ Когнитивное научение — изменение поведения в результате мысленного прогнозирования будущих событий. Характерно для человека и (в некоторой степени) для высших приматов. (Примеры: зная о возможных весьма неприятных последствиях, человек не совершает те или иные действия, даже если они могут принести ему кратковременную незначительную выгоду; объяснение человеку ошибочности его действий может побудить его изменить свое поведение, отказавшись от устоявшейся привычки.)

Творчество

Творчество — это деятельность, порождающая качественно новые, никогда ранее не существовавшие продукты, имеющие общественное значение (открытие новых закономерностей в науке, изобретение новой техники, создание произведений искусства и т.д.). Творчество является отличительной особенностью человеческого мышления.

Для акта творчества необходима особая подготовленность организма, полное сосредоточение и направленность всего внимания и помыслов человека на решение определенной проблемы в течение более или менее продолжительного промежутка времени. Затем, как правило, творческая доминанта сознательного мышления переходит на бессознательный уровень, на котором может существовать в течение длительного времени (часов, дней, месяцев, лет), постоянно и активно отбирая из памяти и анализируя все необходимое для решения проблемы, обогащаясь и постепенно созревая с учетом новых знаний, ассоциаций, впечатлений, накопленного опыта и т.п. Момент догадки, открытия воспринимается человеком как яркое, внезапно возникающее состояние сознания, которое нельзя предвидеть; оно непроизвольно и как бы случайно. Важный элемент творчества — интуиция.

Интуиция — один из типов мышления, особенностью которого является способность человека мгновенно, не прибегая к развернутым логическим рассуждениям, найти путь решения той или иной сложной задачи.

В основе интуиции лежит богатый жизненный опыт, позволяющий бессознательной форме высшей нервной деятельности человека почти мгновенно проанализировать огромное количество информации, оценить ситуацию и выдать сознанию единственно верное решение.

Эмоции

Эмоции — субъективные реакции (переживания) человека, к которых проявляется его отношение к окружающему миру (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе, дается их субъективная оценка.

Эмоции делятся на положительные (радость, восторг, удовольствие, удовлетворение и др.) и отрицательные (гнев, ужас, страх, печаль, отвращение и др.).

Положительные эмоции — эмоции, при которых мозговые структуры находятся в таком активном состоянии, которое побуждает усилить, продлить или повторить это состояние.

Отрицательные эмоции — эмоции, при которых мозговые стру ктуры находятся в активном состоянии, побуждающем окончить — или ослабить это состояние и предотвратить его повторение.

Эмоции сопровождаются:

■ активацией нервной системы и выделением гормонов или других биологически активных веществ (пример: при отрицательных эмоциях выделяется адреналин — гормон надпочечников); физиологические изменения во время эмоций мобилизуют организм, приводя его в состояние готовности к эффективной деятельности или защите;

■ характерными выразительными движениями — жестами, мимикой, интонацией, изменением походки и др., не зависящими от национальности и уровня культуры человека. Эти движения служат для сигнализации другим особям о своем состоянии, т.е. являются средством общения между людьми. Они вызывают у других людей ответные эмоциональные реакции, что используется в воспитании, актерской деятельности, преподавании.

Отличие выразительных движений от вегетативных реакций: выразительные движения могут контролироваться сознанием человека.

■ Одна из главных задач воспитания — обучение человека определенной культуре поведения, предполагающей сдержанность выразительного проявления своих эмоций.

❖ Физиологическая природа эмоций: высшие центры эмоций находятся в коре больших полушарий головного мозга (особенно в ее височной и лобной долях) и в промежуточном мозге (в гипоталамусе). Лобная доля активирует или тормозит эмоции; у больных с поврежденной лобной долей возникает эмоциональная нестабильность. Раздражение структур промежуточного мозга электрическим током ведет к внешним проявлениям эмоций.

❖ Типы эмоциональных состояний: собственно эмоции, настроения, чувства, аффекты, страсти.

■ Собственно эмоции (радость, страх, ревность и др.) — кратковременные эмоциональные состояния, возникающие под влиянием создавшихся конкретных условий.

■ Настроение — это длительное (часы, дни) изменение общего эмоционального состояния.

■ Чувство — устойчивое, длительное (недели, месяцы, годы), не зависящее от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации эмоциональное отношение человека к другим людям, социальным и природным явлениям действительности (любовь к человеку, долг перед семьей, чувство чести, чувство прекрасного и т.д.).

■ Аффект — эмоциональное состояние, стремительно и бурно овладевающее человеком и имеющее характер кратковременной вспышки (ярость, гнев, отчаяние и др.); чаще всего возникает в ответ на резкое изменение важных для человека жизненных обстоятельств, когда человек не способен найти быстрый и правильный выход.

■ Страсть — сильное, абсолютно доминирующее эмоциональное состояние, направляющее все помыслы и деятельность человека на достижение поставленной цели.

Индивид. Индивидуальность. Личность

Индивид — это человек как представитель биологического вида Человек разумный, обладающий общей для вида конституцией (высокоразвитым мозгом, прямохождением, приспособленностью рук к трудовой деятельности и т.д.) вне зависимости от его конкретных индивидуальных особенностей.

Индивидуальность — это конкретный человек, личность в его своеобразии, с присущим ему комплексом черт (внешности, способностей, темперамента, характера, здоровья, выносливости и т.д.), которые отличают его от всех других людей. Индивидуальность может проявляться с разной степенью выраженности в одной, нескольких или сразу всех сферах психической деятельности — интеллектуальной, эмоциональной, волевой.

Способности — комплекс индивидуальных свойств и особенностей человека, обеспечивающих успешное выполнение им различных видов деятельности, приобретение знаний, умений и навыков. Способности не являются врожденными, они развиваются в процессе индивидуальной жизни человека. Наивысшие уровни развития способностей — талант и гениальность.

Темперамент — черты человека, характеризующие его индивидуальный тип активности, степень выраженности двигательных проявлений и уровень его эмоциональности.

Характер — совокупность устойчивых особенностей душевной жизни человека, которые проявляются в типичных для него способах поведения — в манерах, привычках, в отношении к происходящим событиям.

❖ Основные черты характера:

■ общие черты: принципиальность, последовательность, мужество, трусость, честность, дисциплинированность, активность и т.д.;

■ черты, выражающие отношение человека к другим людям общительность, замкнутость, откровенность, скрытость, чуткость, дружелюбие, вежливость, наглость и др.;

■ черты, выражающие отношение человека к самому себе чувство собственного достоинства, скромность, самомнение, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм и др.;

■ черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу: инициативность, настойчивость, трудолюбие, лень, добросовестность, боязнь трудностей или стремление к их преодолению и др.

Личность — это человек как биосоциальное существо, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и сознательное поведение, его отношение к другим людям и их сообществам. Личностью человек не рождается, личностью становятся.

Возникновение личности происходит в процессе совместной деятельности индивида с другими индивидами.

Структура личности: личность характеризуется активностью, духовными и органическими потребностями, индивидуальностью, самосознанием, интересами, интеллектом, волей и т.д.

Активность личности — стремление человека выходить за пределы достигнутого, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации.

Духовные потребности — стремление к знаниям, творчеству, восприятию прекрасного.

Органические потребности — потребности, отражающие физиологические нужды организма человека (потребности в воздухе, пище, воде, продолжении рода и т.д.); имеются и у человека, и у животных.

Направленность личности — это система побуждений (интересов, убеждений, идеалов и т.д.), в которых проявляют себя потребности человека, определяющие его сознание и поведение.

Мотивы — определенные, внутренние осознанные потребности (причины, поводы и т.п.), направляющие деятельность человека.

Некоторые исторически сложившиеся представления об основном мотиве поступков индивида:

■ стремление к удовольствию (учение гедонизма; получило развитие в античности);

■ исполнение долга (согласно И. Канту);

■ половое влечение (по 3. Фрейду).

Интересы — это осознанные проявления (в виде мыслей, устремлений, действий) преимущественных, наиболее важных, значимых, привлекательных потребностей.

Непосредственный интерес имеет прямую связь с какой-то потребностью.

Опосредованный интерес предполагает, что для удовлетворения целевой преимущественной потребности необходимо предварительное удовлетворение одной или нескольких промежуточных потребностей (пример: для поступления в медуниверситет необходимо хорошо изучить школьный курс биологии).

Интеллект — комплексное понятие, характеризующее способность человека к мышлению, познанию; способность видеть то, что не замечают другие; умение ставить проблемы и решать их; способность особым, индивидуальным образом перерабатывать информацию и т.д.

Воля — способность человека сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность.

Самосознание личности — мысленный образ собственного Я; понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, человеческом обществе.

❖ Компоненты самосознания личности:

■ когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.;

■ эмоциональный — самооценка: самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

■ оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Формирование личности происходит в результате разрешения проблем и противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей его социальной средой. На формирование личности большое влияние оказывает участие учителя.

❖ Фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Адаптация (первая фаза): уподобление другим членам общности, усвоение свойственных им способов и характера общения, системы ценностей, норм поведения и т.д.

Индивидуализация (вторая фаза) возникает в том случае, если индивид стремится достичь максимальной персонализации и утвердить себя в обществе в качестве достойного и уважаемого всеми члена, мобилизуя все свои ресурсы. Осуществляется посредством самоактуализации и творчества (см. выше).

Самоактуализация — стремление человека к максимально полному проявлению и развитию своих личных возможностей; является одним из главных стимулов для развития личности.

Интеграция (третья фаза развития личности) — положительное восприятие обществом деятельности личности и повышение ее (личности) статуса. В противном случае происходит дезинтеграция — отчуждение личности обществом, а если личность не предпринимает попыток для своего восстановления, наступает деградация личности.

❖ Социальные факторы, влияющие на биологическую природучеловека, приводят к акселерации (см. «Половое созревание«) и ретардации.

Ретардация — замедление процесса старения.

Метки: Биология человека
Назад

Об авторе

Михаил

Похожие записи

  • Сенсорные системы вкуса и обоняния

    28.10.2016
  • Сенсорная система равновесия

    28.10.2016
  • Сенсорная система слуха

    27.10.2016

2 replies

Join the discussion →

Loading new replies...

Admin May 19, 2023 Закреплено

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это совокупность форм деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление человека и животных к окружающей среде путем соответствующего поведения.

Ответить Like

Admin May 19, 2023 #1

Тестовый ответ

Ответить Like

Admin May 19, 2023 #2

Адаптация (первая фаза): уподобление другим членам общности, усвоение свойственных им способов и характера общения, системы ценностей, норм поведения и т.д.

Индивидуализация (вторая фаза) возникает в том случае, если индивид стремится достичь максимальной персонализации и утвердить себя в обществе в качестве достойного и уважаемого всеми члена, мобилизуя все свои ресурсы. Осуществляется посредством самоактуализации и творчества (см. выше).

Самоактуализация — стремление человека к максимально полному проявлению и развитию своих личных возможностей; является одним из главных стимулов для развития личности.

Интеграция (третья фаза развития личности) — положительное восприятие обществом деятельности личности и повышение ее (личности) статуса. В противном случае происходит дезинтеграция — отчуждение личности обществом, а если личность не предпринимает попыток для своего восстановления, наступает деградация личности.

Ответить Like

Join the full discussion at the fullsklad →

Рубрики

  • Бактерии
  • Биология человека
  • Вирусы
  • Грибы
  • Животные
  • Лишайники
  • Организм как биологическая система
  • Основные принципы систематики
  • Основы генетики
  • Основы науки о клетке
  • Протисты
  • Растения
  • Эволюционная теория
  • Экология и биосфера


© 2023 Esculappro.ru - Биология для школьников и абитуриентов.
Частичное или полное копирование материалов разрешено только с прямой активной ссылкой на Esculappro.ru